Мэр Москвы Юрий Лужков намерен в ближайшее время расширить территорию делового центра «Москва-Сити». «На данный момент мы заканчиваем строительство крупнейшего делового центра столицы «Москва-Сити». Однако на этом мы останавливаться не собираемся», – отметил столичный градоначальник. По его словам, московские власти планируют начать строительство второй очереди Сити. «Мы сделаем шаг через Третье кольцо, там есть перспективные территории для строительства второй очереди «Москва-Сити», – сказал мэр.
Он подчеркнул, что «Москва-Сити» по-настоящему удобен и будет одним из мировых бизнес- и финансовых центров. Между тем эксперты отмечают, что расширение территории делового центра повлечет усугубление транспортной проблемы в городе, усилит социальные конфликты, а также попросту может стать причиной настоящей техногенной катастрофы.
Строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити» (ММДЦ) ведется на Краснопресненской набережной, на территории общей площадью около 60 га. По оценкам специалистов, на сегодняшний день ММДЦ является самым крупным инвестиционным строительным проектом в области недвижимости не только в Москве, но и в России. В настоящий момент он находится в активной стадии строительства, ввод в эксплуатацию большей части объектов общей площадью около 4 млн кв. м планируется в 2009 году.
Строительство центра «Москва-Сити» вызывало множество нареканий со стороны архитекторов, геологов, транспортников и даже простых москвичей, живущих по соседству с огромной стройкой, еще на стадии проектировки. Однако за время строительства, с тем, что в столице появится новый деловой центр, смирились уже даже самые рьяные противники этого проекта. Идея расширения территории центра вновь всколыхнула волну негодования.
Эксперты-транспортники отмечают, что как только основная часть офисов в «Москва-Сити» начнет свою работу, Краснопресненский район города, а также все прилегающие к нему магистрали, сразу постигнет транспортный коллапс.
«Исходя из средней обеспеченности парковками делового центра «Москва-Сити» 1 машиноместо на 73 кв. м офисной площади, общее число парковочных мест составит около 26 тысяч. Теоретически в час одна полоса скоростной автомагистрали пропускает до 1 тыс. 200 автомобилей. Даже если бы все 10 полос Третьего транспортного кольца (по 5 с каждой стороны), которые подходят к «Москва-Сити», работали только на наполнение его парковок в течение целого часа, за один час они смогли бы заполнить максимум 12 тысяч машиномест – то есть менее половины. При этом любое прочее движение по кольцу следовало бы исключить и обеспечить возможность съезда на автостоянки не только из правого ряда, а одновременно из всех рядов, что физически нереализуемо», – сказал РБК daily председатель общественного движения «Москвичи за трамвай» Александр Морозов.
Он отметил обеспеченность «Москва-Сити» парковками составляет не более 10%, таким образом только эти 10% смогут использовать автомобиль для поездок на работу, что немыслимо мало для офисов класса А, которые в основном и предполагается разместить в ММДЦ. «Запуск даже имеющегося «Москва-Сити» на полную мощность означает абсолютный паралич улично-дорожной сети: если даже каждый пятый сотрудник захочет добраться до работы на автомобиле, въезд этих машин по Третьему кольцу потребует приблизительно 4 часов, при этом половина автомобилей не сможет припарковаться», – заявил он. Кроме того, по словам эксперта, попытка подвоза оставшейся половины из 300 тысяч сотрудников «Москва-Сити» на метро потребует наличия как минимум трех полноценных линий метро с 8-вагонными поездами (одна линия метро провозит в час максимум 60 тысяч пассажиров).
«При строительстве «Москва-Сити» допустили чудовищную ошибку, создав в нарушение нормативов так называемое «мини-метро» с укороченной длиной состава (6 вагонов вместо 8), из-за чего даже метрополитен будет работать со значительной перегрузкой и не сможет доставить всех желающих даже в течение нескольких часов», – подчеркнул г-н Морозов. Он отметил, что по затратам времени на поездку до офисов ММДЦ они сравнятся с офисами, расположенными, например, в Твери (куда можно добраться за 2–3 часа на поезде).
«Дальнейшее расширение «Москва-Сити» – это значительное усугубление транспортной ситуации, вызванной сверхвысокой концентрацией офисов. Скорее всего, офисы в «Москва-Сити» не найдут арендаторов в связи с тем, что до них будет попросту невозможно добраться», – сказал эксперт.
Согласился с ним и президент Межрегионального общественного фонда «Институт города» Вячеслав Глазычев. «Уже сегодня многие арендаторы вынуждены отказываться от аренды офисов в «Москва-Сити», и именно из-за транспортных проблем», – отметил он в беседе с РБК daily. Он подчеркнул, что решение о расширении территории ММДЦ также противоречит неоднократным обещаниям мэра о недопустимости строительства новых офисов в центре столицы.
Против расширения «Москва-Сити» выступают и геологи города. «Мы много раз говорили, что высотное строительство на столь нестабильных грунтах, как в Москве, крайне опасно. Нам говорят, что нынешние здания расположены на стабильных участках, но, по моим оценкам, это совершенно не так. Строительство вблизи нынешних объектов, которые несут огромную нагрузку на грунты, является крайне опасным. Более того, они совершенно не продумали вопрос коммуникаций: их надо срочно менять. «Москва-Сити» даст огромную нагрузку на старые коммуникации, которые могут не выдержать и при нынешним объеме, что уж говорить про увеличение территории ММДЦ. Мы предупреждаем, что может произойти катастрофа. Обрушение повлечет за собой тысячи жертв», – сказал РБК daily руководитель «Диггер-спаса» Вадим Михайлов.
Кроме того, расширение территории ММДЦ означает и новую волну выселения жителей близлежащих домов. Уже сегодня назревает серьезный конфликт, связанный с выселением из квартала «Камушки» 3 тысяч москвичей. На месте их домов столичные чиновники решили возвести новые элитные высотки, хорошо гармонирующие с новыми постройками «Москва-Сити». Между тем жителей «Камушек» московское правительство собирается переселить «в рамках ЦАО», что означает, что им, возможно, придется перебраться на другой конец города и, скорее всего, в менее престижный район.
«Это оскорбление. Подобные действия властей нарушают права граждан и обязательно повлекут за собой волну конфликтов и протестов», – подчеркнул в беседе с РБК daily депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. По его словам, расширение территории «Москва-Сити» лишь пополнит ряды людей, лишенных их законного жилья ради инвестиционных интересов столичных чиновников.