Москвичам пока трудно представить, как изменятся виды столицы, когда на Краснопресненской набережной вырастет город небоскребов. Между тем 300-метровые высотки "Сити" будут видны со всех обзорных площадок, мостов и даже от самого Кремля. Причем случится это, клянутся чиновники, уже в 2007 году. Поверить в реальность их обещаний уже не так трудно, как раньше: этим летом в "Сити" открылась станция метро, и как грибы после инвестиционного дождя начали расти высотки. Теперь мегапроекту века может помешать лишь финансовая засуха, вызванная резким падением цены на нефть. Но, поскольку вероятность катаклизма невелика, горожанам через пару лет придется привыкать к новому облику родной столицы. Какому? Об этом можно узнать уже сегодня — благодаря "МК".
Как все начиналось.
15 лет назад территория будущего делового центра (ММДЦ) представляла собой частично заброшенную промзону. Властям пришлось выводить с набережной за пределы города десятки предприятий, сносить здания и заново планировать зону застройки. 100 га, отведенные под строительство "Сити", нарезали на участки, которые с 1992 года настойчиво пытались всучить инвесторам.
Поначалу проект продвигался трудно: у российских компаний и банков не было свободных средств на небоскребы (строительство каждой высотки оценивается в 200—300 млн. долларов), а иностранцы вкладывать в московский Манхэттен не спешили. Танки под Белым домом и непредсказуемость политической линии Кремля не располагали к долгосрочному инвестированию офисной недвижимости. Почти 10 лет единственным реальным инвестором было московское правительство. За счет столичного бюджета площадка обрела инженерную начинку и необходимые коммуникации. Город также спонсировал строительство энергоблока и моста "Багратион".
Однако, несмотря на пристальное внимание к проекту ММДЦ чиновников, громких скандалов избежать не удалось. Сначала недружественная московским властям бизнес-структура получила контроль над управляющей компанией "Сити". Потом Генпрокуратура возбудила расследование по факту нецелесообразного использования бюджетных средств. Наконец, Росприроднадзор в лице грозного Митволя заявил, что небоскребы будут строиться на сейсмоопасных грунтах. Снизить накал страстей вокруг делового центра удалось лишь к 2002 году, когда каждый участок обрел реального хозяина — с деньгами и готовым проектом застройки. Кстати, иностранцев среди них оказалось немного: хотя поначалу в числе инвесторов были обещаны американцы, шведы и даже японцы. Надежно закрепиться на краснопресненских берегах удалось лишь туркам. Впрочем, по причине отсутствия в России собственного опыта, а также норм и правил высотного строительства большинство небоскребов строится чужими руками — причем не гастарбайтеров, а высокооплачиваемых иностранных специалистов.
Что здесь будет.
В "Сити" будет построено 3,5 млн. кв. м офисных площадей. Поначалу говорили, что столько городу не нужно, но прогнозы скептиков не оправдались: большинство небоскребов еще не выросли выше 5-го этажа, а офисы в них уже раскуплены вплоть до 50-го. В глазах деловой элиты статус "Сити" вырос после того, как сюда решили перебраться исполнительная и законодательная власти. Новое здание мэрии и Мосгордумы оказалось в центре проекта, вытеснив с "насиженного" места самый высокий небоскреб Европы — 648-метровую башню "Россия".
Самый главный объект Сити спроектировал московский архитектор Михаил Хазанов, работающий под началом Нодара Канчели. Четыре 70-этажные башни со вписанным силуэтом буквы "М" легко победили в международном конкурсе проектов. Через каждые 8 этажей здания соединяются мостиками, на кровле которых предполагается разбить зимние сады. Из-за этого днем 300-метровые небоскребы будут казаться зелеными, зато вечером благодаря подсветке окрасятся в знаковый цвет кремлевской стены. В 13-этажной стилобатной части комплекса разместятся Мосгордума и аппарат мэра, причем схему размещения кабинетов сотрудников аппарата архитекторы согласовали с финансово-хозяйственным управлением мэрии. Этажи с 15-го по 60-й будут типовыми, их площади займут столичные департаменты и прочие городские службы. Верхние этажи — с 63-го по 70-й — индивидуальной планировки. Туда хотят "посадить" структуры Комплекса экономической политики, а два верхних уровня выделить под просторный выставочный зал с панорамными окнами. Проектом также предусматривается наличие в новом правительственном комплексе поликлиники, нескольких столовых, кафе (через каждые 7 этажей), библиотеки, архива, а также вертолетных площадок для экстренной эвакуации сотрудников. Подготовка площадки уже началась. По данным тендерного комитета, чтобы вырыть котлован периметром 430 м, понадобится 6 месяцев и 700 млн. бюджетных рублей. Зато строительство небоскребов, по словам главы Департамента имущества Владимира Силкина, будет вестись за счет привлеченных под залог городского имущества кредитных средств в размере 300 млн. долларов. Переезд московских чиновников в новые кабинеты намечен на конец 2007 года.
Вблизи мэрии, на 9-м участке, вырастет “Город столиц”, символизирующий дружбу Москвы и Санкт-Петербурга. Башня "Москва" (72 этажа), как и положено, выше северной соседки (62 этажа). Поначалу авторство "Столиц" принадлежало известному голландскому архитектору Эрику ван Эгераату, но, посчитав затраты, застройщик решил, что его идеи обойдутся компании слишком дорого, и попросил американское бюро, не меняя сути, удешевить проект. Хотя бы до 250 млн. долларов. Изюминка небоскребов — апартаменты на верхних этажах, из окон которых открывается захватывающий вид на излучину Москвы-реки, Кремль и Белый дом. Высота 80—250 м недоступна для городского шума. А отсутствие внутренних стен создает неограниченные возможности для дизайна интерьеров. Поселиться в "Городе столиц" можно как в 75-метровой студии, так и 900-метровом двухуровневом пентхаусе. Цена кв. м от 10 тыс. $ и выше.
В отличие от "Москвы" и "Санкт-Петербурга" два небоскреба под общим названием "Федерация" (высота 340 м) представляют собой в основном офисно-гостиничный комплекс, причем в одной из башен большинство площадей арендовано. Каркас "Федерации" строят 3000 китайских строителей при помощи самой современной техники, закупленной в Западной Европе. Подземная часть комплекса спроектирована таким образом, чтобы взрывчатка, заложенная в паркинге, не нанесла существенного вреда зданиям. Впрочем, застройщики стараются не думать о грустном, полагая, что даже самый отпетый негодяй, прежде чем расстаться с жизнью, не откажет себе в удовольствии прокатиться до облаков на панорамном лифте. А там, глядишь, и передумает вершить свое черное дело. Панорамные лифты будут двигаться по вертикальной стеклянной стреле, расположенной между двумя башнями. Обзор из кабины — на все четыре стороны, скорость движения — 10 м в секунду, ощущения — как на американских горках.
Чтобы клеркам в офисах не было скучно, прямо на берегу Москвы-реки для них (и просто гостей "Сити") построят аквапарк, киноконцертный зал на 6000 человек, несколько гостиниц и торгово-развлекательный комплекс, пока имеющий не очень завлекательное название "Центральное ядро". Инвестировать "Ядро" согласился алмазный король и наш бывший соотечественник из Израиля. Каждый из четырех уровней торгово-развлекательного комплекса при помощи аудиовизуальных средств и дизайна планируется превратить в одно из времен года. На первом этаже будет вечная зима с катком, далее весна, лето с зимним садом и искусственными водоемами и, наконец, грустная осень. Впрочем, проектировщики уверяют, что сильно грустить посетителям “Центрального ядра” на любом из уровней не придется: арендаторов подберут таким образом, что они развеселят всех членов семьи, включая грудных детей и прабабушек.
Еще один общедоступный "хит" "Сити" — новый многоэтажный дворец бракосочетаний, выходящий фасадом к мосту "Багратион". Внутри будущим молодоженам предоставят полный пакет услуг: заключив брак на верхнем этаже, они вместе с гостями и шампанским смогут переместиться на смотровую площадку, затем отпраздновать событие в одном из ресторанов и, наконец, провести первую брачную ночь в специальных апартаментах класса "люкс". И все это — не покидая здания.
Чтобы "город небоскребов" заработал на полную катушку, его надо обеспечить новыми подъездными путями, энергией и теплом. Транспортная схема Сити предполагает строительство нового моста через Москву-реку, дублера Кутузовского проспекта и дополнительного участка трассы, соединяющего Звенигородское шоссе с Третьим транспортным кольцом. На территории Западного речного порта будет заложена коммунальная зона ММДЦ, включающая в себя мусороперерабатывающий завод, транспортный терминал и складские помещения. Кстати, грузы в город небоскребов и мусор из него планируется вывозить по специальному тоннелю, проложенному по дну Москвы-реки.
Чего ждать соседям.
Пока идет стройка — ничего хорошего. Сантиметровый слой строительной пыли на окнах и ночная бессонница на ближайшие два года им обеспечены. Однако компенсация может быть весьма существенной. В ближайшей перспективе их дома планируется снести, а поскольку прилегающие к "Сити" кварталы будут застраиваться исключительно элитным жильем, у нынешних жителей пятиэтажек появится возможность кардинальным образом улучшить условия проживания. Уже в 2006 году для реконструкции 1-го и 2-го Красногвардейских проездов, а также улицы Антонова-Овсеенко могут быть ликвидированы 13 жилых домов, обитателей которых расселят, как обещает префект ЦАО Байдаков, в пределах своего района. Наиболее реальный вариант — использовать под строительство нового жилья территорию Краснопресненского сахарорафинадного завода, который обещают вывести за пределы города. Еще один элитный квартал “Парк-Сити” вырастет на противоположном берегу Москвы-реки на месте Бадаевского пивзавода и карандашной фабрики Сакко и Ванцетти.
Менее благоприятный для жителей пятиэтажек сценарий связан с проектом так называемого "Большого Сити". Вдохновленные успехом отцы города решили продлить территорию ММДЦ за Третье транспортное кольцо в сторону Магистральных и Силикатных улиц. Таким образом, площадь города небоскребов выросла в 10 раз — со 100 до 1000 га. "Если мы не сможем расселить людей с Красногвардейских проездов и улицы Антонова-Овсеенко в элитных кварталах, мы построим для них дома в "Большом Сити" ", — обнадеживают чиновники. Туда же переедут и некоторые объекты, вытесненные с Краснопресненской набережной более удачливыми соперниками — например, башня "Россия". "Это, конечно, знаковый для "Сити" проект, но уж слишком она высока", — вздыхают в мэрии, намекая, что для строительства 648-метровой "России" у инвесторов пока нет ни денег, ни опыта.