Москва продолжает уходить под землю. Ужасный прогноз московских диггеров: столица покоится на сотнях захоронений, накопленных за 900 лет активной жизнедеятельности москвитов. Они разлагаются и выделяют газ – метан, который помогает городу проседать все ниже и ниже. По слухам, 7 холмов, на которых основана Москва – это кратер гигантского доисторического вулкана, затухшего около 3 млн. лет назад.
На глубине примерно в 10 км, под городом может находиться солёное море – ледник, расплавившийся и законсервировавшийся в жерле вулкана. В него-то и может постепенно съехать вся Москва.
Раньше наводнения, землетрясения и цунами для москвичей были не более, чем сообщениями из хроники мировых происшествий где-нибудь в южных широтах нашей планеты. А теперь оказывается, на месте Москвы миллионы лет назад плескалось Девонское море. Оно простиралось от нынешнего города Смоленска до Уральских гор, а его акватория занимала семьсот тысяч квадратных километров - почти как Чёрное и Каспийское моря, вместе взятые! Потом Девонское море ушло в глубину земли.
Сейчас вроде бы все закономерно: как тут беспокоиться о природных катаклизмах, когда каждый день есть опасность нарваться на вооруженного преступника или угодить в ДТП. Теперь среднестатистическому москвичу приходится быть на чеку и смотреть не только по сторонам, но и под ноги, чтобы не угодить в подземелья неприветливого мегаполиса.
Накануне в Москве провалился грунт на улице Трубной, теперь асфальт может уйти из под ног и на Трубной площади, а также по соседству - на Цветном бульваре.
Вообще-то картина с торчащим из двухметровой ямы “КамАЗом” - ее можно было наблюдать в прошлом году, когда грузовик первым провалился в образовавшийся в земле проем при обвале грунта на Садовом Кольце, - не внушает никакого доверия к автострадам центра города. Поэтому в этот раз многие автовладельцы, услышав о случившимся в новостях, предпочли воспользоваться услугами подземки.
Многие убоялись социальных последствий обрушения – возникших на дороге пробок - однако есть и такие, кто предпочел не рисковать и добраться до работы на метро, благо ниже провалиться уже нельзя.
Об опасности провалиться граждан предупреждает главный столичный диггер и исследователь подземелий, директор центра подземных исследований “Диггер-спас” Вадим Михайлов.
“После обвала дорожного покрытия на Трубной улице проявились трещины, которые пошли по котловану по направлению к Трубной площади, а это говорит о том, что в дальнейшем может обвалиться грунт во всех прилегающих к месту обвала районах. Так, вдоль стройки метро в районе Трубной площади уже образовались трещины, накренились мачты освещения, серьезные повреждения замечены на старых домах в районе Рождественского и Колокольникова переулков”, - доложил диггер результаты исследований.
В Правительстве г.Москвы основной причиной провала грунта на Трубной улице считают возможные ошибки при рытье котлована. Как считают эксперты, провал на Трубной улице точно имитирует провал на Ленинградском проспекте в сентябре прошлого года. Тогда, по сообщению пресс-центра ГИБДД Москвы, причиной послужили ремонтные работы, которые велись в подземном переходе под проезжей частью.
26 февраля этого года на Минской улице, на проезжей части на участке между Кутузовским проспектом и площадью Ромена Роллана произошел провал грунта площадью 20 на 6 метров и глубиной полметра.
10 ноября 2006 года произошел провал почвы в Духовском переулке. Причиной стал прорыв водопроводной трубы.
25 сентября прошлого года провалилось дорожное покрытие на улице академика Королева. Под землю ушел один автомобиль.
В “чёрный день”, 11 сентября 2006 года, провал почвы произошёл в районе проезда Дежнева в районе Южное Медведково. Площадь провала составила 4 метра.
Диггеры: Москва стоит на костях
Между тем, это уже далеко не первые геологические проблемы в столице с начала года. Ученые предупреждают - половина Москвы потенциально может уйти под землю. По мнению специалистов, уже более 50% территории города покоится на геотектонических разломах, которые в любой момент способны заявить о себе провалами почвы и обрушениями расположенных в этих районах зданий.
Как рассказал руководитель центра подземных исследований “Диггер-спас” Вадим Михайлов, диггеры считают, что именно нестабильность земной коры стала причиной катастрофы в аквапарке “Трансвааль”.
По его же мнению, всем обрушениям зданий и дорог в мегаполисе предшествовала череда мини-землетрясений, которые, если и не послужили причиной несчастья, то, по крайней мере, ускорили его.
Недавно и специалисты Московского горного университета разработали теорию, которая способна пролить свет на многие катастрофы, связанные с неустойчивой сейсмологией столицы.
Это мало кому известно, но земля Москвы и Подмосковья обладает весьма сложной и подвижной тектоникой. Поверхность земли представляет собой мозаику из блоков разной формы, которые постоянно перемещаются, давят друг на друга, создают горы и овраги.
Специалисты считают, что такая тектоника затрудняет планирование строительства, так как построенные фундаменты могут разрушиться.
Как уберечься от падения в бездну?
Геологи составили Карту геодинамического районирования для Москвы и Московской области, с её помощью можно уберечься от покупки дома или строительства в опасном районе.
Однако, вместо того, чтобы заняться предотвращением новых техногенных катастроф, столица всё активнее застраивается циклопическими жилыми комплексами. А те, в свою очередь, всё глубже вгрызаются в земные недра подземными стоянками, создавая всё большую нагрузку на дряхлые московские недра и зачастую становясь угрозой для окружающих.
Ещё одна проблема Москвы, как ни странно – вода. По своей структуре “московский холм” представляет собой губку. Дело в том, что за техногенный 20 век, со строительством гражданского метро, спецметро, бункеров и шахт с тоннелями различного назначения, Москва стала чересчур “дырявой”. Сильно увеличилось количество карстов - пород с пустотами, в которых скапливается не только вода, но и опасный газ метан.
Между тем, за всю свою 900-летнюю историю Москва нажила еще одну проблему. Дело в том, что за столько веков в столице почти не осталось места, где когда-либо не было бы захоронения людей. Их останки вкупе с остальной органикой гниют и выделяют метан, там же оседает и вода, и даже химические осадки производств, которые ещё недавно так любили потихоньку сливать московские предприятия.
Все эти истории и предположения, рассказанные геологами, которые рисуют безрадостные картины столичному будущему, позволяют не удивляться сегодняшним происшествиям. Но даже несмотря на то, что авария на Трубной улице – не геологическая проблема, а всего лишь ошибка строителей, москвичам от этого легче не становится. Ведь в ближайшем будущем подобные катастрофы могут повториться по прихоти природы, а не по вине человека.
Говоря о причинах произошедшего на Трубной улице, Михайлов рассказал, что при проведении строительных работ не была учтена разнородность грунтов, не были укреплены стенки котлована в грунте. Там есть подземные полости, заполняемые водой из-за утечек из коммуникаций или из-за грунтовых вод. Кроме того, по его версии, в этом районе сосредоточилось огромное количество других опасных строек.